Нужно ли уведомлять внешнего совместителя о переходе на электронную трудовую книжку и подавать по нему СЗВ-ТД?

Вопрос аудитору

Один из наших сотрудников работает на условиях внешнего совместительства. Должны ли мы уведомлять его о переходе на электронные трудовые книжки? Нужно ли подавать по нему СЗВ-ТД?


Внешнего совместителя необходимо уведомить о возможности выбора формы ведения трудовой книжки (электронная или бумажная), а также подать по нему форму СЗВ-ТД в случае кадровых изменений. 

Объясняется это следующим. До 30 июня 2020 года включительно работодатель обязан уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях трудового законодательства и праве выбора дальнейшего ведения трудовой книжки – на бумажном носителе или в электронной форме. Это закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ. 

Каких-либо исключений в отношении категорий работников указанная норма не содержит. Следовательно, уведомить необходимо и внешних совместителей. 

В то же время бумажную трудовую книжку ведет и хранит у себя основной работодатель (ч. 3 ст. 66 ТК РФ). 

Поэтому в уведомлении следует указать, что заявление о выборе способа ведения трудовой книжки подается на имя основного работодателя. 

Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями (работодателями) в территориальный орган ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству), с которыми заключены или прекращены трудовые договоры (п. 1.4 Порядка, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п, далее – Порядок). Из этого следует, что работодатели, у которых трудятся внешние совместители, обязаны подавать в ПФР сведения об их трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД. 

Однако необходимо учесть некоторые особенности. Их отметили в письме от 05.03.2020 № В-6181-19/10665-20 специалисты ПФР. 

Так, в графе 4 "Трудовая функция" нужно указать, что физлицо является совместителем. Для проверяющих фонда это будет означать, что представить СЗВ-ТД в случае подачи работником заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки или о выборе способа ведения электронной трудовой книжки должен его основной работодатель. 

Таким образом, СЗВ-ТД на совместителя подается только в случае кадровых изменений. К таким случаям относятся (п. 2.4. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 2.5.3 Порядка): 

  • прием на работу; 
  • увольнение с работы; 
  • перевод на другую постоянную работу; 
  • смена наименования работодателя; 
  • установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации; 
  • вынесение судом решения о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ПОДРОБНЕЕ